Пн-Пт: 08:00 - 17:00
Сб-Вс: Выходной

Список товаров

Сравнить
0
Добавлено к сравнению
Вернуться к списку статей

Алексей Коновалов: «Без импорта Россия овощами себя не обеспечит»

Алексей Коновалов: «Без импорта Россия овощами себя не обеспечит»

Председатель краевой ассоциации «Теплицы Кубани» о математике тепличного бизнеса Кубани, давлении банков и госмонополий, а также отсутствии в регионе развитой логистической инфраструктуры.

В нынешнем году импортозамещение в сельском хозяйстве - один из основных трендов. В Краснодарском крае в этом направлении уже сделано немало. Но еще больше предстоит. В частности серьезные надежды возлагаются на дальнейшее развитие тепличного бизнеса.

В мае 2015 года краевой минсельхоз на базе одного из тепличных хозяйств в Крымске провел совещание, на которое собрались все представители нашей отрасли. Первая задача, которая была перед нами поставлена, - объединение усилий тепличников в организации диалога с местными органами власти.

В настоящее время в крае не существует программ поддержки тепличных хозяйств. Да, была региональная программа по дотированию комплексов площадью до полутора гектаров. Их владельцам субсидировали строительство - порядка 300 рублей за квадратный метр строения, площадь которого не превышает 1,5 гектара. Программа работала, однако фермеры дают, как правило, ранние весенние и поздние овощи - они не строят зимние теплицы.

Зимой объемы обеспечивают крупные тепличные комплексы, площадь которых значительно больше 1,5 гектаров. А затраты на строительство одного квадратного метра такого объекта по самым последним технологиям составляют 11-20 тысяч рублей. За гектар, соответственно, 110-200 миллионов рублей.

Таким образом, задача ассоциации - оказать краевым властям методическую помощь в разработке программ поддержки крупных тепличных хозяйств. Речь идет не столько о субсидировании как таковом (для этого есть федеральные программы), сколько о регулировании этих процессов.

Овощная математика

- Насколько рентабелен бизнес?

- Он очень капиталоемкий, требующий солидных инвестиций. Сроки окупаемости крупных проектов площадью в десяток гектаров - от 8 до 15 лет.

Например, возьмем объем инвестиций в 110 миллионов рублей. Расчет сделаем исходя из 50 килограммов овощей с квадратного метра в год. При средней цене продукции в 60 рублей получаем 3000 рублей с «квадрата». То есть, чтобы покрыть только выручкой объем инвестиций, нужно работать четыре года. За восемь лет окупаемость возможна только при рентабельности в 50%. Соответственно, если этот показатель ниже, то и срок окупаемости увеличивается. А если учесть стоимость кредитных ресурсов в 14,6%, то получится, что 28% выручки инвестор отдаст банку. Это очень серьезная проблема, которую нужно решать комплексно.

При этом следует учесть, что наш бизнес очень энергоемкий. Чтобы он был эффективен, получать овощи нужно с сентября по май. Теплицы требуют досветки, а регион у нас энергодефицитный. Между тем необходимая мощность на 1 гектар зимних теплиц составляет порядка 1,3 МВ, если объект в десять раз больше - уже 13 МВ. Это очень серьезные объемы. Уровень принятия решений о выделении таких лимитов - федеральный.

Как вариант, многие переходят на строительство собственных газопоршневых электростанций. Но их коэффициент полезного действия в теплице - примерно 20-30%, потому что в летнее время года подстанция не нужна. То есть окупаемость этих объектов составляет уже 50-60 лет.

Правила игры

- Вы недавно заявили, что в регионе отсутствуют «правила игры» для тепличников. Что имели в виду?

- Госмонополии выдвигают свои требования. Так, чтобы подвести газовые сети к территории, на которой реализуется проект, нужно выполнить ряд условий, поставленных монополиями. В итоге бизнес должен за свой счет построить не только всю инфраструктуру тепличного комбината, но и, по сути, взять на себя работу госмонополий, будь то газовики или энергетики.

Сегодня нам нужна поддержка даже не в части субсидирования процентной ставки - необходима помощь в получении технических условий до границ инвестплощадки.

Проблемы бизнеса с госмонополиями - следствие отсутствия единых стандартов взаимоотношений с властью, энергопоставщиками и компаниями при реализации крупных инвестпроектов.

Мне очень импонирует, как поставлена эта работа в Липецкой области. Вот инвестор решил вложить деньги в тепличный бизнес. Местный губернатор поинтересовался, какую помощь он может оказать. В результате была подготовлена площадка со всеми необходимыми коммуникациями: есть дороги, газовая сеть, энергомощности. Только стройте, ребята. Но это, конечно, идеальный вариант.

Сейчас и на федеральном уровне имеются программы поддержки теплиц - субсидирование затрат на строительство в размере 25%. При этом деньги выделяются, во-первых, на условиях софинансирования с региональным бюджетом и, во-вторых, только после того, как комплекс введен в эксплуатацию. Бизнес со своей стороны также должен выполнить ряд условий: это и создание рабочих мест, и «белые» зарплаты, и соответствие предъявляемым проекту требованиям.

В начале возрождения

- Какие муниципалитеты активнее всего поддерживают выращивание овощей в закрытом грунте?

- В Краснодарском крае лишь четыре муниципальных образования активно развивают тепличный бизнес. Если соотносить по площадям, то безусловные лидеры в нашем сегменте - Динской район, в котором расположены теплицы «Магнита» (порядка 80 гектаров), и Белореченский район (около 40 гектаров). В этом муниципалитете есть даже соответствующие целевые программы, уже реализовано несколько достаточно крупных проектов. Также выделяются хутор им. Ленина и Тимашевск. Сейчас теплицами активно интересуются в Каневском районе.

- Оказывают ли поддержку отрасли власти Краснодарского края?

- Сложный вопрос. Объективно возможности краевой администрации сильно ограничены бюджетом. В последние годы в регионе активно поддерживались только растениеводство и животноводство. Со времен развала Советского Союза на Кубани оставалось лишь три тепличных комплекса. Отрасль на уровне крупного бизнеса, по сути, стала только возрождаться в начале нулевых. Да, пытались выделять деньги на это направление. Но средства не были востребованы и в течение нескольких лет перенаправлялись в другие программы.

Турция сбивает цену

- Продукция каких стран или регионов РФ конкурирует с тепличными овощами на кубанском рынке?

- Основной поставщик овощей на российский рынок - Турция. Я считаю, что импорт для нашего сегмента просто необходим. Почему? Давно наблюдаю, как грамотно и своевременно турки поставляют свою продукцию. Как только цены на российском рынке поднимаются до определенного уровня (например, выше ста рублей для томатов), появляются они, вбрасывая огромными объемами свои помидоры и огурцы. Так турки не дают ценам расти дальше. Это, на мой взгляд, положительный момент. Если зимой видите томат на рынке за 100 рублей - он турецкий, если за 180 - наш, отечественный.

На втором месте по объемам Азербайджан. В этой стране уже давно специально для импорта в Россию построили много тепличных комплексов.

- Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев прогнозирует, что перейти на полное обеспечение российских потребителей отечественными овощами и фруктами получится в течение трех-пяти лет. Насколько это реально?

- Думаю, вполне реально. В прошлом году в России стартовал целый ряд крупных тепличных проектов. Если все они будут завершены, то да - сможем. Основная проблема, которая может помешать этому процессу, - девальвация рубля. Произошел существенный рост стоимости материалов для теплиц. По нынешним ценам 50 гектаров закрытых площадей обойдутся примерно в 7 миллиардов рублей. Этот бизнес интересен прежде всего компаниям, которые стремятся диверсифицировать производство.

Но нужно понимать, что российский рынок серьезно отличается от европейских аналогов. Сегодня, по расчетам медиков, россиянин должен потреблять 12 килограммов тепличных овощей в год. Следовательно, в стране должно быть пять-шесть тысяч гектаров теплиц, а сейчас их в два раза меньше.

Вот, например, в Краснодарском крае около 200 гектаров теплиц. И в принципе регион себя бы полностью удовлетворил, если бы все овощи оставались на Кубани.

Провал логистики

- Вы говорите, что 70% местных овощей экспортируются. Выходит, за пределы края продавать их легче?

- Возьмем пример Санкт-Петербурга и Москвы. Здесь конкуренция очень высокая - как между сетями, так и между магазинами. Многие тепличные хозяйства этих регионов создают свои торговые и логистические площадки и сами занимаются распределением выращенной продукции по магазинам. У нас это сделать сложнее.

- В чем причины?

- И для розничной сети, и для тепличного комбината важна стабильность поставок. Допустим, владелец маленького магазина в договоре указывает, что ему каждый день нужно поставлять десять килограммов свежих овощей к 10 утра. Для тепличного хозяйства соответствовать этому требованию сложно, во-первых, из-за сезонности, а во-вторых, высоких расходов на доставку столь маленькой партии. Нужно расширять ассортимент и развозить по краснодарским магазинам одним грузовиком в десять точек, что физически при транспортной загруженности Краснодара невозможно. Проблема в том, что у нас нет логистических центров, которые могли бы произведенную продукцию распределять. Поэтому несколько крупных тепличных комбинатов края отправляют свою продукцию в центры за пределы края.

В Краснодаре же только один путь к покупателю. К фермеру - владельцу тепличного хозяйства приезжает мелкий предприниматель, который берет партию в полторы-две тонны. Затем реализует овощи на оптовом рынке возле аэропорта. Там покупку делают посредники, объемы продаж которых еще меньше. В общем, цепочка очень длинная. Понятно, что фермеры не могут проконтролировать ценообразование. В сезон у производителя получается, что он зарабатывает меньше, чем торговля.

- В крае более десяти лет назад на условиях государственно-частного партнерства был создан распределительный центр. Не проще ли использовать уже готовую площадку?

- Вы, наверное, имеете в виду «Изумрудный город»? Да, я знаю о данном проекте. Но он изначально создавался как бизнес и, скорее всего, в этом качестве себя оправдал. Тут две чаши весов. На одной - рынок сбыта, на второй - сырьевая база. Этот логистический центр изначально был создан, чтобы он продавал. Правда, его владельцы не позаботились о поставщиках продукции. Возник некий дисбаланс: логистический центр не смог договориться с производителем. Предполагалось, что в нем будут принимать продукцию мелких фермеров. Изначально это была утопическая идея, потому что овощи в открытом грунте выращиваются три месяца в году. Результат вполне предсказуем - «Изумрудный» город» торгует в основном бананами, апельсинами, яблоками, а кубанские овощи появляются здесь лишь в сезон.

Себе в убыток

- Еще пару месяцев назад обычный огурец как на рынке, так и в торговых сетях можно было купить по 35-40 рублей за килограмм. Понятно, что основной фактор, влияющий на повышение цен, - сезонность. Но ведь тепличный формат и существует для того, чтобы свести его на нет. Разве не так?

- Скажу, что летом мы продавали овощи по 15 рублей, для того чтобы в рознице они стоили 30-40 рублей. Отпускная цена покрывала лишь себестоимость. Иными словами, выращивать овощи летом для нас смысла нет. Для сравнения: себестоимость килограмма огурцов в открытом грунте - 5-7 рублей. Мы выживаем только зимой - с октября и до мая. Все остальное время продаем продукцию, лишь чтобы платить людям зарплаты. И это нормально.

Вместе с тем изучали мировой опыт и увидели, что в той же Европе сезонных колебаний практически нет: цена килограмма огурцов одна - 2-2,5 евро круглый год. Если и есть перепады, то они незначительные - в пределах 20-25%, у нас же цены могут отличаться в разы. Если мы летом продавали, как я уже говорил, по 10-15 рублей, то сегодня цена составляет 80-100 рублей. В этом случае есть смысл заниматься тепличным овощеводством.

- Отечественные аграрии отмечают, что сельское хозяйство сильно зависит от импорта. В числе основных сложностей - проблема с семенами...

- Да, конечно. По моим данным, в стране всего два центра семеноводства для теплиц - один из них в Крымском районе Краснодарского края, а второй - в Москве. Но этого крайне мало. Поэтому мы вынуждены закупать семена у голландцев.

В условиях дефицита

- И последний вопрос. Союз производителей овощей призвал курирующего сельское хозяйство вице-премьера Аркадия Дворковича усилить контроль над импортными овощами на предмет содержания в них остаточных пестицидов и агрохимикатов. По мнению овощеводов, иностранные производители сокращают себестоимость продукции за счет использования ядохимикатов. Что думаете об этом?

- Такая проблема есть. Как привести, допустим, турецкие огурцы к общему знаменателю с российскими, не совсем понятно. За сутки этот продукт теряет 2-5% влаги. Если мы говорим о Турции, то минимальный срок доставки огурца из этой страны до нашего прилавка 5 дней. Считайте сами, в каком состоянии овощ доберется до магазина. Технология известна - огурец покрывают слоем серы, для того чтобы он не терял влагу. Как запретишь?

Думаю, что государство не станет заниматься решением этой проблемы. Потому что в стране - дефицит своих овощей. И если мы ограничим поставки из-за рубежа, то цены взлетят до небес. Поэтому из двух зол нужно выбирать меньшее.

Aleksey Konovalov: “Russia Lacks Vegetables and Can’t Do Without Imports So Far”

One of this year’s main trends is import substitution in agriculture. In this context, further development of greenhouses is considered a highly promising business.

Aleksey Konovalov, chairman of the regional association Kuban Greenhouses.

Q.: How profitable is your business?

A.: It is very capital-intensive and it needs serious investments, with payback periods of large-scale projects of dozens of hectares from 8 to 15 years.

Let us take a 110-million-ruble investment as an example. On the average, a square metre yields 50 kg of vegetables a year, and the mean price is 60 rubles per kilo – so we would get 3,000 rubles per square metre. It means that we would have to work for 4 years just to cover the invested money.

Q.: Recently you were quoted as saying that the region lacks the ‘rules of play’ for greenhouse farmers.

A.: It is the state monopolies that dictate their own rules of play. Say – to have gas supplied to an area where you are carrying out your project, you would have to meet a number of conditions set by Gazprom. As a result, it is you who would have to build up the entire infrastructure at your own cost, including fulfilling the job of the state monopolies, be it gas or power suppliers.

Q.: Where is the idea of growing vegetables in greenhouses most popular?

A.: In the Krasnodar region, there are only 4 municipalities which actively develop the hothouse business. The leaders are the Dinskoi rayon – due to Magnit’s greenhouses (about 80 ha), and the Belorechensk rayon (about 40 ha).

Q.: Whose products are the main competitors of your greenhouse-grown vegetables at the Kuban market?

A.: Turkey is the No. 1 vegetable supplier for the Russian market. I consider that imports are a must for our market segment. Look – the Turks won’t let the prices grow endlessly, which is a very positive moment. If you see tomatoes selling at 100 rubles a kilo in winter – they were grown in Turkey, for Russian-grown tomatoes would cost some 180 rubles.+

The second largest importer is Azerbaijan, where lots of hothouses have lately been built especially to grow vegetables meant for Russia.

Автор: Владимир Приходько

Заказать бесплатный звонок

Обратный звонок


Отправить заявку